В России сегодня 67 портов, все они входят в 5 бассейнов, размещенных на берегах двенадцати морей трех океанов. Грузооборот морских портов России за 2023 год по сравнению с предыдущим 2022 увеличился на 5,0% и составил 883,8 млн. тонн. Основная доля грузопотока в весом значении приходится на нефть, нефтепродукты и уголь.
Самый большой оборот осуществляется через Балтийский бассейн. Отсюда вывозят нефть, металлы, лес, ввозят продовольственные, промышленные товары, машины. Дальневосточный бассейн располагает железнодорожной переправой Ванино–Холмск. Северный бассейн обеспечивает быстрый рост перевозок по морю, где важная роль отведена Северному морскому пути (смотрите соответствующую статью на нашем сайте).
Главными проблемами российского транспорта по морю является мелководность 60% гаваней страны, нехватка портовых сооружений, а именно крупных портов с большим грузооборотом.
Тринадцать самых крупных морских портов РФ (с данными по грузообороту за 2023 год):
Новороссийск 161,4 млн. тонн
Усть-Луга 114,7 млн тонн
Восточный 86,6 млн. тонн
Приморск 63,1 млн. тонн
Мурманск 57,8 млн. тонн
Большой порт Санкт-Петербург 49,6 млн. тонн
Тамань 40,5 млн. тонн
Ванино 35 млн. тонн
Владивосток 33,5 млн. тонн
Сабетта 27,8 млн. тонн
Туапсе 24,8 млн. тонн
Находка 18,4 млн. тонн
Ростов-на-Дону 15,3 млн. тонн
На Северо-Западе России находятся следующие крупные морские порты:
Санкт-Петербург (Большой порт Санкт-Петербург)
Мегаполис на северо-западе России, в устье реки Невы, на побережье Финского залива. Здесь сосредоточено главное командование ВМФ и крупная морская бухта с протяженностью причальной линии длиной 31 км. Обеспечивает торговое мореплавание в бухте Петербурга, за его пределами. Здесь осуществляется перегрузка нефтепродуктов, лесных грузов, металлов, металлолома, угля, контейнеров, химических грузов, руды.
Расположен на островах дельты реки Нева, в восточной части Финского залива. Большой порт Санкт-Петербург включает в себя 4 грузовые региона, а также два объекта — Бронка и Кронштадт.
Площадь акватории Большого порта Санкт-Петербурга составляет 617 км², протяжённость причальной линии — 22 км.
Главные терминалы Санкт-Петербурга: Первый Контейнерный Терминал, Морской Рыбный Порт, Петролеспорт, Контейнерный Терминал СПб, Нева-Металл, Моби Дик, Порт Бронка.
Один из крупнейших портовых узлов России, участвующий в импорте и экспорте товаров. Специализируется на грузах, таких как нефть и нефтепродукты, металлопродукция, уголь и различные генеральные грузы. Контейнерная обработка, обслуживание пассажирских и круизных судов. Круглогодичная работа порта, в зимний период может использоваться ледокольное оборудование.
Возможна перегрузка для дальнейшей доставки груза до центральной части России автотранспортом и по железной дороге.
Грузооборот на 2023 год: 49,6 млн тонн.
История развития морского порта в городе Санкт-Петербурге ведет свое начало с 1703 года, почти одновременно с основанием города. Морские суда входили в порт по естественным фарватерам и разгружались у Васильевского острова, а более крупные суда — у о. Котлин (Кронштадт).
Ниже приведено несколько важных вех развития нашего порта:
В 1815 году русский инженер и бизнесмен (заводчик) шотландского происхождения Ч. Берд открыл в Петербурге первое пароходство. Его пароходы – «пироскафы» начали курсировать два раза в сутки между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
В 1883 году построены грузовые причалы № 8, № 9, № 10, № 12, № 14, которые в настоящее время используются для отстоя судов. В том же году завершено строительство причалов № 15, № 16, № 17, № 18, предназначенных для перевалки насыпных грузов, а также причал № 19, предназначенного для обработки генеральных грузов.
В 1977 году построен причал № 102 для переработки навалочных грузов (угля, руды, глинозема, бокситов, калийных удобрений, металлолома).
В декабре 1992 года государственное предприятие «Ленинградский морской торговый порт» было приватизировано путем акционирования в открытое акционерное общество «Морской порт Санкт-Петербург».
В декабре 1993 года введена в эксплуатацию СУДС морского порта Санкт-Петербург в составе двух АРТП «Бронка» и «Стрельна» и центра СУДС «Раскат».
В марте 2000 года завершено строительство причала № 112а в «Нефтяной гавани», предназначенного для перевалки нефтепродуктов проектной мощностью 2 млн. тонн в год.
В сентябре 2008 года завершена реконструкция «Петровского фарватера» на участке от «Санкт-Петербургского морского канала» до поворота в направлении морского порта Пассажирский порт Санкт-Петербург с доведением отметки дна до -11 метров в целях обеспечения захода судов в акваторию морского порта Пассажирский порт Санкт-Петербург.
В октябре 2018 года в соответствии с разрешением Росморречфлота от 12.10.2018 №78- RU78131000-НЖ-39/35-2018 введен в эксплуатацию построенный причальный комплекс для отстоя ледокольного флота в морском порту Большой порт-Санкт-Петербург
Включает причалы:
торговый;
рыбный;
лесной;
речной;
речной пассажирский;
нефтяной терминал;
судостроительные, судоремонтные заводы;
пассажирский вокзал.
Первый причал состоит из 200 причалов глубиной до 11,9 м. Территориально он делится на 4 района. Включает бассейны:
Угольная гавань
Восточный
Барочный
Рейд Лесного мола
пассажирский
а также: Василеостровский грузовой, причалы в Ломоносове и Кронштадте.
Приморск — перевалка нефтепродуктов
Российский город на берегу Финского залива, где функционирует самая значительная нефтеналивная гавань Северо-Западного региона Российской Федерации. Она является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. Годовой оборот — 63,1 млн. тонн. Размещена бухта в Финском заливе Балтийского моря, недалеко от города Приморск.
Здесь обслуживаются танкеры дедвейтом до 150 000 т. и осадкой до 15,5 м. На территории Приморских морских ворот установлено 18 резервуаров емкостью до 50 000 тонн, предназначенных для хранения нефти. Также имеются емкости для хранения светлых нефтепродуктов, резервуары аварийного сброса.
Благодаря своей специализации имеет грузооборот даже больше чем Большой порт Санкт-Петербург, если не считать порт Усть-Луга.
Усть-Луга
Крупнейший порт на северо-западе страны (несмотря на наличие рядом давно существующего порта Санкт-Петербурга) и второй по грузообороту в стране (после Новороссийска). Входит в пятерку крупнейших портов всей Европы. Самый глубоководный порт на Балтике. Терминалы порта переваливают и перерабатывают более 20 видов грузов.
В границах морского порта Усть-Луга расположены морские терминалы:
• Многопрофильный перегрузочный комплекс МПК «ЮГ-2» (ООО «Новые Коммунальные Технологии»).
• Терминал по перевалке лесных грузов, генеральных навалочных и наливных грузов (ОАО «Лесной терминал «Фактор», ООО «Трансойл»).
• Универсальный перегрузочный комплекс (ООО «УПК»).
• Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (ФГУП «Росморпорт»).
• Угольный терминал (АО «Ростерминалуголь»).
• Терминал по перевалке серы (ООО «Европейский серный терминал»).
• Рыбный терминал (ЗАО «Усть-Лужский рыбокомбинат»).
• Терминал по обслуживанию и бункеровке судов (ООО «Усть-Лужская производственно-торговая компания», ООО «Перевалочно-баржинговая компания»).
• Нефтепродуктовый терминал комплекса наливных грузов (АО «Усть — Луга Ойл»).
• Контейнерный терминал (ОАО «Усть — Лужский контейнерный терминал»).
• Терминал по перегрузке накатных грузов (ООО «Терминал Новая Гавань»).
• Комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата (ООО «НОВАТЭК — Усть-Луга»).
• Терминал перевалки нефти (ООО «Невская трубопроводная компания»).
• Комплекс по перегрузке сжиженных углеводородных газов (ООО «Портэнерго»).
• Комплекс по перегрузке нефтепродуктов (ООО «Стивидорно-судоходная компания»).
• Терминал по перегрузке нефтепродуктов (ООО «РосЭстПетронал»).
Расположен в в Кингисеппском районе Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи посёлка Усть-Луга.
Строительство порта Усть-Луга началось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. 3 февраля 2015 года собрание совета директоров ОАО «Компания „Усть-Луга“» заявило, что государственный контракт с Министерством транспорта России от 15 июня 2000 года по созданию порта является выполненным
Перспективы развития морского порта Усть-Луга связаны с дальнейшим развитием объектов прибрежно-портовой инфраструктуры. В частности, федеральными планами развития предусматривается:
— развитие контейнерного терминала с увеличением его пропускной способности до 35 млн тонн;
— строительство терминала по перевалке навалочных, генеральных и зерновых грузов мощностью 24,3 млн тонн в год;
— строительство терминала минеральных удобрений мощностью 7 млн тонн;
— строительство терминала в устьевой части р. Луги со строительством новых причалов и углублением подходного канала в составе инвестиционного проекта «ПОЛИКОМПЛЕКС» мощностью до 11 млн тонн в год;
— строительство универсального морского терминала генеральных и навалочных грузов мощностью 13 млн тонн в год;
— строительство отгрузочного терминала минеральных удобрений мощностью 12 млн тонн в год;
— строительство морского отгрузочного терминала «Газоперерабатывающий комплекс в составе Комплекса переработки этансодержащего газа» проектной мощностью 15,6 млн. тонн в год, из них сжиженный природный газ — 13 млн. тонн в год и сжиженный углеводородный газ — 2,6 млн. тонн в год;
— развитие терминалов в устье р. Луга для всей номенклатуры грузов суммарной мощностью 10 млн. тонн.
Мурманск
На северо-западе России находится Мурманск. Это крупнейший город за Северным полярным кругом. Он занимает территорию восточного скалистого побережья Кольского залива (Баренцево море). Здесь находятся одни из самых больших незамерзающих в России морских ворот, которые являются основой экономики Мурманска. Грузооборот на 2023 год составляет 57,8 миллионов тонн. К нему прописаны все атомные ледоколы страны. Состоит из трех частей:
пассажирский
торговый
рыбный
Площадь территории 645,9 га, 111 причалов. Специализируется на перевалке нефти и нефтепродуктов, угля, металлов, рыбных продуктов и контейнеров. Имеет глубоководные причалы.
За последние годы бухта увеличила экспорт каменного угля, минеральных ресурсов, для хранения и приема которых есть вся необходимая инфраструктура.
Архангельск
Расположение: Устье реки Северная Двина, Белое море.
Главный терминал контейнерных грузоперевозок: Архангельский морской торговый порт.
Общая площадь 72,5 га, допустимая осадка судна 9,2, 11 причалов.
В последние годы активно развивается направление Северный Морской Путь (СМП), соединяющий Китай и северную часть страны в обход политически нестабильному Суэцкому каналу, где порт Архангельска является перевалочным пунктом для дальнейшей мультимодальной перевозки по России.
Грузооборот на 2023 год: 1,9 млн тонн.
Калининград
Расположение: Калининград, Балтийское море.
Главный терминал контейнерных грузоперевозок: Калининградский морской торговый порт.
Общая территория порта 66,4 га, 20 причалов, 18 из которых грузовые.
Незамерзающий порт России на Балтийском море. Обслуживает как российские, так и международные грузоперевозки.
Навигация в порту — круглогодичная. Наименьшая глубина на нем 9,0 м. Объявленная проходная осадка судов составляет 8,0 м.