Телефон:

+7 (812) 495-9554

Лихтеровоз

Во многих, если не во всех статьях или репортажах о северном морском пути с законной гордостью упоминается такое судно, как единственный в мире атомный лихтеровоз.
На законный вопрос неравнодушного, любознательного реципиента новостей, что такое
лихтеровоз, интернет уверенно отвечает: «Лихтеровоз – это судно, перевозящее лихтеры».
Как говорится, яснее не стало. Стало быть, для не только любознательных, но и волевых искателей истины возникает необходимость сделать над собой дополнительное усилие и понять, в свою очередь, что же такое лихтер и с чем его едят.
Происхождение этого странного названия относят к старо голландскому или немецкому слову lichten (облегчать или разгружать). Это, от части, подтверждается фактом использования слова lichter в современном голландском языке для обозначения небольших судов, забирающих товары со своих более крупных собратьев.
Именно для этого лихтер использовался изначально. Это были плоскодонные парусные
посудины для разгрузки или догрузки судов, на мелководных пристанях.

1

Если объяснять простыми словами, лихтер — это большой, плавучий контейнер, приспособленный для буксировки по воде, погрузки на судно и, естественно, разгрузки с него же.
Как правило буксирные катера их толкают.

3

Иногда их толкают по несколько штук сразу, соответственно конструкция лихтера должна предусматривать возможность сцепки.

2

Современное лихтеровозное дело изначально развивалось параллельно системе контейнерных перевозок и в дополнение к ним, да и называлось системой LASH (Lighter Aboard SHip). Система на тот момент считалась довольно прогрессивной именно из-за возможности осуществлять разгрузку судна, как говорят моряки, на рейде, т.е., не заходя в порт, что давало возможность крупнотоннажным судам доставлять грузы в мелководные порты. Логисты радовались открывающимся перспективам, подсчитывали будущие барыши, но, как обычно, пришла беда, откуда не ждали, хотя пришла она как раз оттуда, откуда она обычно и приходит, в дело вмешалась портовая бюрократия. Загвоздка в том, что это на судне лихтер — контейнер, а спущенный на воду он уже становится баржей, т.е. тоже судном и портовая бюрократия обрушивается на него всем своим безжалостным и беспощадным потоком законов, подзаконных актов, предписаний, регламентов, нормативов и правил. Тут уж, как говорится: «Никогда такого не было, и вот опять».
В общем, контейнерная система победила за явным преимуществом.
Однако в мире все же оставались места, где возможность лихтеров доставлять груз по мелководью была весьма востребованной, и одним из таких мест являлось северное побережье СССР. Так в нашей стране зародилась идея постройки не просто лихтеровоза, а судна, способного годами работать автономно и доставлять грузы отважным покорителям Арктики, и заодно и всем бедолагам, вынужденным работать на родину, в местах где северные моря сурово бьются своими стальными волнами о вечную мерзлоту.
Собственно вот он, тот самый красавец, лихтеровоз.

4

Проект разработали в Ленинграде в 1978 году, заложили строительство в 1982 в Керчи, а в 1986 могучий корабль был спущен на воду. В том же году была запущена атомная установка, и, спустя два года, под самую новогоднюю елочку 31 декабря 1988 года Мурманское морское пароходство приняло судно в эксплуатацию.