Основные типы железнодорожных вагонов
Крытый вагон
Крытые модели необходимы для транспортировки грузов, нуждающихся в защите от атмосферных осадков. В них перевозят продукты, изделия бумажной промышленности, запчасти. Выгрузка и погрузка в крытых вагонах осуществляется через двери, расположенные в боковых стенах.
Крытые вагоны бывают:
Универсальные — предназначаются для перевозки штучных и сыпучих грузов. Благодаря специальным приспособлениям могут использоваться для перевозки людей — в случае такого переоборудования исторически называются «теплушками».
Специальные — применяют для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов.
Внутренние размеры: 15724х2764х3050, вес 26 тонн, объем 138 кубометров, загрузка 68 тонн.
Платформы
Платформы предназначены для перевозки штучных длинномерных грузов, оборудования не требующего защиты от природных осадков и контейнеров.
Платформы бывают универсальные и специализированные. Универсальные имеют небольшие борта, специализированные не имеют бортов, оборудованы специальными устройствами для крепления грузов. На них грузят как правило большегрузные контейнеры, лесоматериалы, легковые автомобили. Платформы для контейнеров еще называются фитинговыми платформами и иногда выделяются в отдельную группу вагонов.
Размеры пола платформы: 2870×13300 мм. Полезная грузоподъемность: 60—75 тонн. Максимальная высота груза — 2600 мм (высота вместе с платформой до 4 м), при негабаритности — до 3900 мм (до 5,3 м).
Полувагоны
Полувагоны используются для транспортировки навалочной продукции (различной руды, угля и флюса), контейнеров и автомобилей, не имеют крыши, что позволяет полностью механизировать погрузку. Полувагоны бывают специализированными и универсальные. Универсальные полувагоны оснащены разгрузочным люком в полу и открывающимися внутрь дверьми.
Внутренние размеры: 12120х2880х2730, вес 23 тонн, объем 73 кубометра, загрузка 69 тонн
Вагоны-рефрижераторы
Вагоны-рефрижераторы относятся к крытым вагонам и предназначены для транспортировки скоропортящихся грузов. Рефрижераторный подвижной состав классифицируется: по составности — поезда (23- и 21-вагонные), секции (12- и 5-вагонные) и автономные вагоны. По типу хладагента холодильной установки — аммиачные и хладоновые. По системе хладоснабжения — групповой и индивидуальной (автономной). При групповой системе холод вырабатывается аммиачными холодильными установками, размещёнными в центральном вагоне, при индивидуальной — грузовые вагоны охлаждаются собственными холодильными установками, размещёнными в каждом из них. Грузоподъемность таких вагонов составляет от 25 до 40 т.
Вагоны-термосы
Такие типы крытых вагонов имеют аналогичное вагонам-рефрижераторам назначение – перевозка скоропортящихся грузов. Отличаются, как видно из названия, способом сохранения температуры, если у рефрижераторов это специализированное оборудование, то для этих контейнеров температурный режим обеспечивается за счет теплоизоляционного покрытия и запаса тепловой энергии при погрузке и соответственно имеют жесткие ограничения по срокам и дальности транспортировки грузов.
Вагоны-ледники
Исторический тип вагона. Начали производится в Российской империи в 1862 году. Активно использовались для перевозок продуктов питания – масла, морепродуктов. Как видно из названия к качестве хладагента использовали лед, который догружался специальными станциями, расположенными вдоль пути следования поездов на расстоянии 250-300 км. Позже лед стали заливать соленым рассолом для увеличения срока хранения льда. В настоящее время заменены вагонами-термосами и рефрижераторами.
Хопперы
Саморазгружающийся вагон для перевозки сыпучих грузов, в котором эффективная разгрузка обеспечивается боковыми стенками с наклоном 41-60 градусов. Бывает двух типов: открытые и закрытые. Закрытые используются для грузов, которые необходимо защищать от атмосферных осадков, например зерно или цемент. Закрытые, соответственно, для грузов для которых попадание осадков не критично, к примеру, уголь, торф, песок. Отдельным типом хоппера является хоппер-дозатор, используемый при строительстве или ремонте непосредственно самой железной дороги. С помощью специальной пневматической системы при работах отсыпается необходимое количество балласта на полотно или обочину пути.
Внутренние размеры: 10330х3850х3250, вес 23 тонн, объем 81 кубометра, загрузка 70 тонн
Транспортеры
Транспортеры – специализированные многоосные вагоны-платформы, предназначенные для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (части гидравлических турбин, колонны, трансформаторы, крупная техника). Количество осей может доходить до 40. Есть несколько видов транспортеров.
Площадочные транспортеры имеют главную несущую балку в форме изогнутого бруса, в нижней части которого расположена погрузочная площадка. Платформенные транспортеры имеют прямую балку (раму). Колодцевые имеют главную балку, которая в средней межтележечной части образует нишу между двумя боковыми элементами. Сцепные транспортёры состоят из двух несущих платформ с турникетами для опирания и закрепления длинных тяжеловесных грузов и промежуточных платформ, служащих для увеличения длины и для связи секций. Сочленённые транспортёры состоят из двух секций, имеющих главные несущие элементы в виде консолей, которые через систему балок опираются на ходовые части. Груз располагают между двумя консолями обычно на вспомогательных несущих балках
Думпкары
Также можно назвать вагон-самосвал. Используется для перевозки и механизированной разгрузки сыпучих и крупнокусковых грузов. Наклон кузова обеспечивается пневматическими или гидравлическими цилиндрами, питание которых обеспечивает локомотив. Как правило используется для транспортировки полезных ископаемых и для строительства железных дорог.
Внутренние размеры: 10800х6900х3200, вес 29 тонн, объем 70 кубометра, загрузка 180 тонн
Цистерны
Вагоны-цистерны это специализированный тип вагона, предназначены для перевозки жидких грузов, а также газов. Бывают общего типа – для перевозки нефти и различных нефтепродуктов, бывают специализированные, например для перевозки виноматериала, растительного масла, муки, цемента и прочих жидких, газообразных и сыпучих товаров. Также подразделяются на рамные и безрамные, по числу осей (четырех, шести и восьмиосные цистерны) и по емкости (60, 120 и 125 тонн). Котлы специализированных цистерн могут иметь теплоизоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также могут иметь приборы для контроля за его состоянием.
В некоторых цистернах внутренняя полость котла разделяется на несколько секций.
Вагон-автомобилевоз
Данный тип вагона предназначен для перевозки легковых автомобилей, прицепов к ним, а также микроавтобусов и прочей колесной техники. Представляет из себя крытый вагон с двумя ярусами для увеличения загрузки. Также возможен вариант исполнения в виде платформы, который имеет понятные недостатки (доступность для вандалов и открытость атмосферным осадкам).
Максимальное количество транспортных средств в вагоне определяется количеством легковых автомобилей и безопасным расстоянием между ними:
длина автомобиля — до 3,70 м, количество легковых автомобилей в вагоне — 12 шт.
длина автомобиля — до 4,46 м, количество легковых автомобилей в вагоне — 10 шт.
длина автомобиля — до 5,60 м, количество легковых автомобилей в вагоне — 8 шт.
длина автомобиля — до 7,46 м, количество легковых автомобилей в вагоне — 6 шт.
длина автомобиля — до 11,25 м, количество легковых автомобилей в вагоне — 4 шт.
Внутренние размеры: 24660х3250х5145, вес 43 тонн, объем 120 кубометра, загрузка 100 тонн
Маркируются вагоны следующим образом.
Первая цифра означает тип подвижного состава:
2 — крытые грузовые вагоны;
4 — платформы;
6 — полувагоны;
7 — цистерны;
8 — изотермические вагоны;
3 и 9 — прочие вагоны (специализированные и др.).
0 – пассажирский вагон (у них далее идет другой принцип нумерации, хотя цифр в номере все равно восемь, как и в грузовом вагоне).
Второй и третий знаки характеризует осность вагона. Осей у вагона может быть от 2 до 32.
Четвёртая, пятая и шестая цифры — порядковый номер вагона, который присваивается заводом-изготовителем при выпуске.
Седьмая – сведения о ручном тормозе и наличии переходной площадки.
Восьмая — контрольная цифра, используется для проверки правильности всей нумерации.
Ниже ссылки на статьи в контейнерах, принимаемых к железнодорожным перевозкам:
https://husky-logistics.ru/sprav/conteiners/
Также их габариты:
https://husky-logistics.ru/sprav/cont-size/
В реальной практике количество типов вагонов огромно, так как для многих товаров используется специфическое оборудование каждого типа вагона, разное количество колесных пар, разные формы некоторых типов вагонов, разные хладагенты и так далее.