Северный морской путь
Северный морской путь, Севморпуть (СМП), Северный морской коридор – кратчайший путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову).
До начала XX века использовалось название Северо-Восточный проход.
В 1879 год Северный морской путь был официально открыт. Швед Эрик Норденшельд со своей экспедицией впервые прошел СМП полностью. В 1932 году, после постройки первых ледоколов, экспедиция Отто Шмидта на ледоколе «Александр Сибиряков» прошла весь Северный морской путь, от Архангельска до Владивостока, за одну навигацию. В 1935 был осуществлен первый грузовой переход по СМП.
В середине 20 века маршрут стал безопаснее – с 1953 году СССР начал строительство атомных ледоколов, благодаря которым в дальнейшем стала возможна круглогодичная навигация.
Основным преимуществом СМП является его размер по сравнению с основной транспортной артерией через Суэц. Длина СМП от пролива Карские Ворота (у архипелага Новая Земля) до бухты Провидения (в районе Берингова пролива) — 5,6 тыс. км. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал — 23 200 км, а по СМП — 14 280 км (на 40% короче). Продолжительность навигации составляет два-четыре месяца, использование ледоколов и общемировое потепление позволяет сделать ее круглогодичной.
Распоряжением правительства РФ от 15 марта 2013 года для управления этим судоходным маршрутом было создано федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути», подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта РФ.
В функции администрации входили выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП, мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке, содействие в проведении поисковых и спасательных работ и др. С 1 августа 2022 года эти функции были переданы ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» при госкорпорации «Росатом».
Согласно поправкам от 29 декабря 2017 года в Кодекс торгового мореплавания РФ, суда под российским флагом обладают исключительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории РФ. С 2019 года иностранные военные корабли могут ходить по СМП, только предварительно уведомив об этом российские власти.
В порты Арктики идет оборудование, продовольствие и топливо, обратно отправляют лес и природные ископаемые. СМП — не столько сам по себе экономный, но для ряда северных городов — единственный способ доставки.
В 2009 г. СМП впервые преодолели пара судов, перевозящие коммерческие грузы из Европы в Азию, а уже в 2011 г. их количество увеличилось до 34. До 2018 г. маршрут был односторонним (грузы шли из портов Европы на восточные страны), ситуацию принципиально изменила морская линия Maersk Line, которая переплавила груз из корейского Пусана в немецкий Бремерхафен.
Сейчас намечается рост интереса Китая к Северному морскому пути — ежегодно китайская судоходная компания COSCO SHIPPING увеличивает количество рейсов по арктическому маршруту.
Основные грузы: нефть, железорудное сырье, рыба, контейнерные грузы, газ, нефтепродукты, уголь. Первая в этом году партия нефти направляется по Северному морскому пути в Китай.
На трассе Северного морского пути находится свыше сорока портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Беринговский , Тикси, Певек, Провидения и другие. В акватории СМП действуют семь линейных атомных ледоколов Росатомфлота: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Также используется атомный лихтеровоз «Севморпуть». Круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по СМП в западном направлении (в восточном — в летние месяцы) осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax. Эти суда перевозят сжиженный газ, производящийся на заводе «Ямал СПГ» находящийся в Сабетте. 20 лет тому назад в нем проживала буквально несколько десятков человек, сегодня — почти три с половиной тысяч.
Следующий важный пункт — устье Енисея. Там располагается Норильск, город в трех сотнях километрах к северу от полярного круга. Железной дороги в Норильск нет. Добраться туда на машине — довольно непростая задача. Летом можно доплыть по Енисею, а в остальные сезоны — только самолет. Спасают ледоколы, поддерживающие проход в Дудинку, поселение, основанное еще в 1667 году.
Далее на Восток — порт Певек, самый северный город РФ. Там расположены золотые, серебряные и медные рудники. Энергию Певек получает уникальным способом — от единственной в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» с двумя реакторами, которая в принципе может питать энергией даже стотысячный город, но население Певека значительно меньше — около пяти тысяч человек, однако ситуация может быстро поменяться в свези с тем что Певек превращается в важный транспортный центр региона.
К 2032 году планируется ввести в эксплуатацию семь новых атомных ледоколов проектов 22220 «Арктика» и 10510 «Лидер». Для роста грузооборота по Севморпути строятся новые ледоколы и суда ледового класса. К 2035 году планируется, что маршрут будет обслуживать восемнадцать ледоколов, что обеспечит непрерывность ледовой проводки по всей протяженности пути. К 2030 году в акватории по плану будет работать семь ледоколов серии 22220, из них три уже работают и еще четыре в процессе стройки.
Эта новая серия 60-мегаваттных судов атомного флота в настоящее время является самой большой и мощной в мире. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина судна — 34 метра, его водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Корабль с экипажем 54 человека имеет двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200. Предыдущие модели ледоколов требовали более сотни человек экипажа для их безопасного обслуживания. Максимальная скорость судна составляет 22 узла, а планируемый срок службы — 40 лет.
Важно, что круглогодичная навигация позволит улучшить ситуацию с северным завозом, в рамках которого ежегодно доставляется 3,2 миллиона тонн грузов в 25 регионов России. «Росатом» начал обсуждать переориентацию части добываемой в Арктике нефти с западных маршрутов на СМП, предлагая использовать обычные и ледоколы в летне-осеннюю навигацию. Также «Росатом» предлагает направить на Севморпуть экспорт российской нефти, осуществлявшийся ранее из портов Балтики на Запад.
Объем перевозок по Севморпути:
1987 год – 6,6 млн. тонн
2006 год – 1,9 млн. тонн
2011 год – 3,1 млн. тонн
2014 год — 3,9 млн. тонн
2016 год – 7,2 млн. тонн
2017 год – 10,6 млн. тонн
2018 год – 18 млн. тонн
2019 год – 30 млн. тонн
2023 год – 36,2 млн. тонн
2024 год (прогноз правительства РФ) – 60 млн. тонн
2030 год (прогноз правительства РФ) – 150 млн. тонн
2035 год (цель) – 220 млн. тонн
Для сравнения годовой грузопоток Суэцкого канала составляет около 1,2 – 1,5 млрд тонн.
Как может произойти увеличение объемов? В первую очередь за счет увеличения добычи полезных ископаемых и производства СПГ в Арктике. На сегодняшний момент большую часть перевозимых по СМП грузов составляют углеводороды. К примеру, в 2022 году было перевезено 20,5 миллиона тонн СПГ и газоконденсата, 7,2 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. Из других полезных ископаемых можно отметить 295 тысяч тонн угля и 43,5 тысячи тонн рудоконцентрата (данные на середину декабря 2022-го). В качестве основы роста грузопотока предполагается использовать экспортные поставки угля с Таймыра в Индию.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунов сообщил, что инвестиции государства в развитие Северного морского пути составят 2 трлн руб. до 2035 г. Кроме этого, будут дополнительные вложения — около 0,5 трлн руб.
В течение 2023 года было выдано 1 218 разрешений (для сравнения: в 2022 году — 1 163) на плавание в акватории СМП, в том числе 115 иностранным компаниям (в 2022 году — 55). Транзитом по СМП прошло 80 рейсов (в 2022 году — 47). Дважды совершена проводка крупных судов безледового класса, которые шли по СМП в августе и октябре.
Еще одна важная задача – обеспечение круглогодичной навигации в восточном направлении Северного морского пути. Первые шаги будут сделаны уже в 2024 году, когда суда усиленного ледового класса Arc7 начнут регулярно доставлять российские грузы на азиатские рынки. Сейчас круглогодичные рейсы осуществляются только в западной части Севморпути.
Преимущества Северного Морского пути:
1. Экономия времени за счет сокращения длины рейса
2. Экономия денег: на топливе и стоимости фрахта судна
3. Нет платежа за проход судна
4. Нет очередей
5. Нет риска нападения пиратов
Недостатки Северного Морского пути:
1. Высокая зависимость от метео-условий и ледовой обстановки
2. Экономия расстояния не позволяет значимо сократить стоимость перевозок
3. Арктические порты требуется модернизировать
4. Возможная угроза экосистеме Арктики
Использование природо-ресурсного потенциала:
— 25% мировых запасов углеводородов
— 50% российских запасов драгметаллов
— 90% российских запасов алмазов
— 50% российских запасов хрома и марганца
— до 15% российского вылова рыбы
Крупнейшие компании, участвующие в развитии Севморпути: АЕОН, «Росатом», «Роснефть», «Новатэк», «Газпромнефть», «Норникель», «ГДК «Баимская».
Другой важной составляющей этого транспортного коридора, помимо обслуживания добычи полезных ископаемых, идёт Северный завоз более чем для 20 млн человек на Крайнем Севере
Для стимулирования перевозок по Севморпути внутри России в 2022 году была запущена регулярная каботажная линия между Мурманском и Камчаткой с субсидированным тарифом. И если первый такой рейс был загружен всего на 15 процентов, то второй — уже на 90.
В планах компании Новатэк — транспортировка на азиатские рынки 80 % произведенного ей СПГ на проекте «Арктик СПГ 2».
Проблемы развития
Главный недостаток Северного морского пути — тяжелые природные условия (в частности, летом в море Лаптевых температура не поднимается выше 1 градуса по Цельсию), ограничивающие рамки навигации. Круглогодичная работа Севморпути возможна только при постоянном обеспечении маршрута атомными ледоколами, что повышает ее стоимость. Сдерживающим фактором развития СМП являются малые глубины на традиционных маршрутах: для прохождения крупнотоннажных судов требуется прокладка глубоководных высокоширотных маршрутов севернее Новосибирских островов. При этом ширина канала, необходимая для проводки через льды крупных танкеров класса Panamax и Snesmax (40 и 50 м), а также газовозов, требует постройки ледоколов с большим водоизмещением. Действующие в настоящее время в России ледокольные суда могут прокладывать канал шириной 33–34 м. Эту проблему должны решить атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер», способные проводить суда шириной 50 м. Первый ледокол этого проекта, «Россия» заложен на судостроительном комплексе «Звезда» 5 июля 2021 года.
Инфраструктура большинства арктических портов, за исключением Дудинки, требует масштабной модернизации и инвестиций. Необходимы капитальный ремонт или строительство новых причальных сооружений, работы по дноуглублению для приема современных судов, установки современных навигационных систем и т.д.
При планируемом устойчивом росте грузопотока есть потенциальная проблема «пробок» на СМП, подобных прошлогоднему Певекскому кризису (происшествие в конце 2021 года, когда во льдах Арктики на пути к порту Певек в районе Чукотки застрял целый караван судов), едва ли удастся избежать ближайшее время. Долгое ожидание ледокола перевозчиками сведет к нулю преимущества СМП как самого короткого маршрута из Европы в Азию.
Сегодня на данном маршруте действуют сразу несколько участников. Это и органы государственной власти: Администрация СМП, Минтранс, Минобороны, местные власти. Со стороны бизнеса участниками процесса являются «Росатом» и российские сырьевые мейджоры (Газпром, Роснефть и т.д.) Действия этих участников не всегда носят скоординированный характер.
Большой вопрос вызывает, в частности, освоение новых месторождений нефти и газа. В России нет своего оборудования, необходимого для эксплуатации этих месторождений и отгрузки на суда, особенно сжиженного природного газа. Необходимы комплексы по сжижению газа, и суда для их перевозки с необходимым оборудованием
Между тем, перевозки вне сезона навигации могут быть невыгодны экспортерам, поскольку круглогодичная навигация по СМП возможна только с использованием флота атомных ледоколов, что несет высокие дополнительные затраты и лишает Севморпуть своих основных преимуществ: скорости и снижения расходов на логистику.
Сезон открытой воды длится обычно от трех до шести месяцев, при этом, чем восточнее расположено море, тем он короче.
В текущий момент точность краткосрочных прогнозов распределения и дрейфа льда заблаговременностью до 5 суток составляет 93 процента. Долгосрочные прогнозы — от 15 суток до 6 месяцев, оправдываются на 85 процентов
В 2011 году этот путь был избран 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов
• К 2035 г. на маршруте планируют построить новый глубоководный порт в Архангельске. Это будет третий порт СМП (два других Сабетта и Мурманск), способный принимать суда, перевозящие тысячи морских контейнеров. По текущим прогнозам, пристань значительно увеличит привлекательность пути, и общая масса перевозимых генеральных грузов вырастет с существующих 0,5 до 10 млн т в год.
Ожидается, что объем налоговых поступлений в бюджет до 2035 года от проектов вдоль Севморпути сможет составить более 16 триллионов рублей.
Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. Необходимость северного завоза и разведки новых месторождений неизбежно приводит к развитию СМП, однако очень сложные природные условия и непростая геополитическая обстановка в мире, препятствующая его развитию как мировой транзитной магистрали делает увеличение грузооборота СМП серьезным вызовом для России.
Сайт СМП: https://nsr.rosatom.ru